Если вы собираетесь покупать велосипед для езды от клумбы до клумбы или редких «покатушек» с друзьями до ближайшего озера, то эти советы будут для вас не столь актуальны. Если же ваше желание - непременно участвовать в веломарафонах, в длительных турпоездках на байках или регулярных заездах на 100 км и более, то прочтите эти советы. Тем самым, с большой долей вероятности, вы сможете избежать неприятных последствий от катания на велосипеде.
1. Купив впервые современный многоскоростной велосипед, не спешите сразу бросаться в бой – делать заезды на длительные расстояния (от 50 км и более). Лучше в течение хотя бы 1 месяца объездите своего «железного» друга на коротких дистанциях (наезд по 10- 20 км достаточно). За это время вы сумеете научитесь экстренно тормозить задним тормозом и притормаживать передним, правильно выбирать и переключать скорости, оптимально подбирать высоту сидения и др. Вы также сможете хотя бы немного набрать физическую форму и привыкнуть к длительному кручению педалей.
2. Не выезжайте первое время на оживленные автодороги. Пока вы не будете хорошо и уверенно держаться в седле, и чувствовать свой велосипед – риск несчастного случая повышается многократно!
3. И самое главное – научитесь правильно педалировать (читай – выбирать скорости), тем самым вы значительно снизите риск получения травм коленней. Правильный каденс (частота вращения педалей) должен быть порядка 80-100 оборотов в минуту. Если выражаться понятным языком – вы должны выбирать такие скорости, при которых вы крутите педали, а не давите на них! При этом не следует впадать в крайность – выбирать передачи, при которых происходит «забалтывание» ног. При частоте вращения 80-100 оборотов в минуту нетренированный ездок утомляется быстрее, но зато практически гарантированно сохраняет коленные суставы. Чтобы с большей вероятностью выбрать правильные (легкие для ног) скорости посоветуем выбирать:
для 24 и 27 -скоростных байков исключить из вращения в задней передаче две самые малые звезды (обычно это скорости 7 и 8 или 8 и 9), а в передней передаче исключите самую большую звезду (обычно это 3).
для 21- скоростных байков достаточно сзади не использовать самую малую звезду, а впереди – самую большую.
Все перечисленные звезды (большая спереди и малые сзади) используете только при движении с горки для придания байку ускорения.
4. В первой дальней поездке постарайтесь не «гнать лошадей». По ровному паркету (читай асфальту) вполне будет достаточно держать темп 18-20 км. Понятно, что для спуска с гор эта рекомендация не распространяется. Однако при спуске не стремитесь разогнать свой вел, как спортивный болид. Помните при крутом спуске экстренное торможение дело весьма сложное.
5. Не забывайте в дороге много и часто пить. Через каждые 20-30 минут непрерывной езды это необходимо делать регулярно. При этом не советуют пить воду с газом и тем более молоко. Лучше подбирать напиток, который вы будете пить с удовольствием (слабоалкогольные напитки не в счет).
6. Постарайтесь отправиться в первую длительную поездку в нормальную погоду (без сильного ветра и осадков) с температурой окружающей среды выше 15 градусов. В противном случае утепляйте жизненно важные органы (у кого что болит), а также непременно колени. Правильной рекомендацией также будет выбрать специализированную одежду для велосипедистов: шорты, рубашку и шлем. Последний многократно повышает ваши шансы остаться живым при несчастных случаях.
7. Если почувствовали в велопоходе что-то не ладное со здоровьем (например, начнет болеть колено), то лучше сразу ищите пути к эвакуации (на авто, электричке, поезде). Ибо длительное насилие над недомогающим организмом может привести к серьезным последствиям для организма, излечить которые потом будет весьма сложно.
АДМИНИСТРАТОР, (май 2007)
в
начало статьи |